— Почему после сказок становится так хорошо, хочется жить дальше, творить и действовать даже всё в той же, порой жестокой реальности?
Такой вопрос мне периодически задают клиенты после просмотра сказочных фильмов или прочтения моих сказок.
— В транзактном анализе у Эрика Берна есть теория внутренних фигур: РДВ (родитель, дитя, взрослый). По сути, это перенос внутрь себя мамы, папы и ребёнка, где задача Родителя (мамы) любить и воспитывать, задача Взрослого (папы) взаимодействовать с миром, защищать, обеспечивать ребёнка всем необходимым для творчества, в задача Ребёнка — исследовать мир, играть и творить.
Когда Взрослый устал от достижений и жестокости внешнего мира, Родитель устал воспитывать Ребёнка, прививая ему правильные ценности, навыки, модели поведения, а Ребёнок устал отого, что от него постоянно требуют то, что ему не очень интересно, то он не даёт Взрослому творческой энергии, и человека накрывает депрессивное состояние.
А сказка — прочитанная или посмотренная на экране, даёт возможность Ребёнку, погрузиться в её волшебство, в красоты декораций и трансформации героев, сопереживая им, отдохнуть от реальной рутины, наполниться позитивными эмоциями, радостью от чудес, которые в сказках реальны.
Всё это даёт возможность отдохнуть не только Ребёнку, но и Взрослому, и Родителю. Потому что, отключается логическое и аналитическое восприятие, отдыхает левое полушарие мозга и включается правое, отвечающее за образное мышление. И при прочтении сказок правому полушарию даже больше простора для творчества, поскольку образы надо «придумывать» самому.
Происходит балансировка, гармонизация, восполнение энергии ментальной, которую мы можем получить только через гармонизацию работы полушарий мозга.
Соответственно, получая энергетическую подпитку, успокаивается внутренний Ребёнок, внутренний Родитель выдыхает, и внутренний Взрослый, подключая правое полушарие мозга, видит новые формы, способы и пути.
Поэтому, у него и появляются ресурсы решить стояшие пред ним задачи. И ему хочется действовать и творить.
Эти механизмы используются в арт-терапии, и трансформационных играх, на этом эффекте основана и работа с метафорическими картами, и конечно, сказкотерапия.
Поэтому, эти инструменты такие ресурсные.
Желаю вам исследовать мир, себя в нём и творить с радостью ребёнка.
Моя книга психологических рассказов и сказкок «Сказки жизни» — это чтиво для всей семьи внутренних субличностей.
© Галина Суслина,
психолог,
энергопрактик,
архетипотерапевт,
автор книги «Сказки_жизни»
автор т-игры «Право на любовь»